ребенок в детском саду

Внимание! В статье приведен алфавит в стихах (публикуется впервые).

Автор — Наталья ПРИЩЕПЕНОК, методист МОАУ ДОД «ЦРТДЮ города Кирова».

Почему лучше учить алфавит в стихах?

Помните ли вы своё первое знакомство с буквами? Многие из тех, кому за.., стали изучать алфавит уже непосредственно «в полевых условиях», придя 1 сентября в первый класс. Но современные школьники, наверное, из-за резко выросшего объёма информации, должны, в большинстве случаев, приходить в школу уже с этим одним из основных знаний. Варианты, конечно, возможны, но если вы хотите быть первыми и учиться в лучших образовательных учреждениях, лучше не рисковать и познакомить вашего малыша с загадочными «закорючками», на которых зиждется всё мировое знание, ещё до вступления в сложную школьную жизнь. Тут-то и встаёт перед родителями дилемма: какой способ выбрать?

Как легче и лучше познакомить малыша с алфавитом?

На наш взгляд, надо действовать в комплексе, влияя сразу сразу на все перцептивные модальности ребёнка. По-русски это означает, что у каждого человека есть свой путь получения информации. Кто-то лучше воспринимает всё на слух, кому-то надо увидеть, чтобы понять и запомнить, а большинство предпочитает всё потрогать, причём в буквальном смысле, руками. Хорошо, если с раннего детства вы станете развивать все каналы восприятия информации ребёнка, тогда ему и учиться будет легче, да и качество восприятия жизни у него повысится.

Так же и в обучении алфавиту. Тут пригодятся кубики, разрезная и магнитная азбуки, объёмные мягкие или пластмассовые буквы, раскраски — все способы хороши.

Но самым, наверное, любимым средством изучения букв у многих детей и родителей был и остаётся алфавит в стихах. Почему? Тому есть много причин.

При изучении букв (да и не только их) важна эмоциональная составляющая. Возьмите весёлые, интересные стихи про буквы, с героями, с сюжетом, построенном на словах с изучаемой буквы. Запомнит не только ребёнок, но и вы сами.

Запоминание тем лучше, чем больше ассоциаций используется.

Как правило, стихотворный алфавит построен именно на этом основании — каждая буква в стихе ассоциируется с чем-то либо по её форме (буква «В» как два кружочка), либо с персонажем, с неё начинающимся (буква «Б» — бурундучок).

В стихотворном алфавите хорошо запоминаются особенности произношения слов, мелодика фраз, интонация, эмоциональная окраска слов — это всё работает на улучшение процесса изучения букв.

При запоминании стихотворного алфавита работает речевая память. Стихотворение состоит из коротких фраз, они легко умещаются в речевой кратковременной памяти. фразу длиной в четыре секунды и меньше (это обычно две строчки стихотворения) легко можно повторить.

Алфавит в стихах — это рифма и ритм, что облегчает процесс запоминания.

Запомнив стих про персонажей, связанных с определённой буквой, ребёнок затем будет и сам подбирать слова, которые начинаются с неё же.

Запоминание стихотворения будет более эффективным, если в процессе мысленного повторения ребёнок сможет представлять в воображении то, что описывается словами. Так буква будет восприниматься не только на слух, но и образами, а это только поможет её лучше запомнить

После прочтения можно поделиться своим впечатлением об алфавите в стихах с мамой, бабушкой, друзьями и игрушками, что тоже поможет ещё лучше запомнить алфавит в стихах!

Алфавит в стихах

Однажды, где-то в сундуках,
На дальних пыльных чердаках
Нашли мы азбуку в стихах,
И вот она пред вами!

Вот эта азбука в стихах,
Весёлая — ну просто ах!
Она о птицах и слонах,
Вы почитайте сами!

Запомнить буквы так легко,
Идти не надо далеко,
Вот они буквы, все в стихах,
Их покажите маме,

А мама алфавит прочтёт
(Хоть дел всегда невпроворот),
А после выучить стихи
Вы сможете и сами!

В стихах запомнить алфавит
Вы сможете успешно,
И книжки умные читать
И заниматься лишь на пять
Вы будете, конечно!

Алфавит мы начинаем,
Буквы дружно изучаем!
Алфавит наш непростой —
Стихотворный, вот какой!

Алфавит в стихах изучим,
И пятёрки мы получим!
Буквы изучать начни
И в словах их подчеркни!

Буква «А»

У буквы «А» хороший вкус,
Начинает «А» арбуз!
А ещё и апельсины,
Буква «А» и в мандаринах,
Только там она внутри,
Напиши и посмотри!

Буква «Б»

Буква «Б»: бурундучок
Тащит гриб боровичок
По большому бору.

Мимо бабочка летит,
Барсучок стремглав бежит
Мимо косогора.

Лезет через бурелом
Медвежонок бурый.
Он не выспался зимой,
И поэтому сейчас
Грустный он и хмурый.

Букой, мишенька, не будь,
Не печалься, милый!
Будет лето не таким
Хмурым и унылым.

Скоро зеленеть начнут
Листики берёзы,
Будет весело в лесу,
Ни к чему нам слёзы!

Буква «В»

Валенки зимой надену,
Потому что вьюга.

С Вовкой мы пойдём во двор,
Мы ведь с ним два друга!

Вовка варежки наденет,
В санках покатается…

Вдруг — везде большие лужи!
Весна начинается!

Буква «Г»

«Г» — начало государства,
Гимна и ещё гражданства.
Гражданин России я,
Как и вся моя семья!

Гимн я очень твёрдо знаю,
Его с хором исполняю!
Голос мой красив и твёрд,
За страну я очень горд!

Буква «Д»

Дома двери долго пели:
«Смазать нас давно пора!»

Двери жалобно скрипели
Аж до самого утра.

Починил нам двери дед:
Маслом смазал их в обед!

Буква «Е»

Есть в алфавите буква «Е».
Где живёт она? В еде,
Есть в Европе, и в Египте,
И, конечно же, в единстве!

Буква «Ё»

Ёжик букву «Ё» узнал,
Всех друзей своих созвал.

Мнение выразить своё
Про слова на букву «Ё».

Буква «Ё» нужна, решили,
Ведь без «Ё» нельзя нам в мире.

Без «Ё» не написать «бурёнка»,
Не рассказать и про телёнка,

Без «Ё», прекрасно знаем,
Шофёров не бывает,

И самолёт не полетит!
Без «Ё» не тот у слова вид!

Не забывайте в строчке
Над «Ё» поставить точки!

Буква «Ж»

Прекрасная жаба Жанетта
В болотце жила неприметном.
Жасмин обожала,
Жуков уважала,
И очень любила лето.

В жилете Жанетта ходила
И жемчуг красивый носила,
Жемчужные кольца,
Жемчужные брошки —
Она наряжаться любила.

Писала Жанетта в журналы
О живописи, и немало.
Журналы читали,
Жанетту все знали,
И славы Жанетте хватало.

Садила Жанетта цветочки:
Жёлтые ноготочки,
Жёлтые лютики и георгины
И что-то жевала на кочке.

К Жанетте жуки прилетали,
Жужжали и жизнь обсуждали,
Не жадные были, желе ей дарили
И жаркого времени ждали.

Буква «З»

В зоопарке есть зверята:
Зайки есть и есть зубрята,
Есть змея и зебра есть,
Там зверей на «З» не счесть!

Буква «И»

Есть страна Испания,
Есть страна Италия,
Остров есть Исландия
И Итака есть.

Но и в России нашей,
Мы вам точно скажем,
Есть города на «И»,
Где красоты не счесть!

Ивановские ситцы
По всей России славятся,
В Иркутске исторических
Прекрасных много мест,

И очень замечательный,
Большой, доброжелательный
Удмуртии столица —
Красивейший Ижевск!

У городов история,
И много интересного,
И я, поверьте, очень
Хочу про них узнать!

И точно знаю: вырасту,
И буду путешествовать,
И про Россию много
Смогу вам рассказать!

Буква «Й»

Йодом коленку намазали мне.
Йогурта дали и приласкали,
И больше не хочется плакать уже,
Хоть с самокатом мы и упали!

Буква «К»

Котёнок на коньках катался,
Пять раз споткнулся, пять — поднялся.
Так научился он кататься,
Когда проблемы — не сдаваться!

Когда идёшь к какой-то цели,
Всегда упорным будь на деле!

Буква «Л»

Положили в чай лимон.
Знали мы, что кислый он,
В чай добавили клубнику,
Голубику, землянику,
Вкусное варенье это,
Мы сварили его летом!

Буква «М»

Мама есть у медвежонка,
У моржонка, у мышонка.

Мамы разные на свете,
Но их всех так любят дети!

Маму я свою люблю,
Маме песенку спою,

Мама — это радость, смех,
Моя мама — лучше всех!

Буква «Н»

Носки из ниток Нина мне связала,
Надену на ноги я новые носки.

Когда умеешь ты вязать, тебе не скучно,
Нет для тебя ни скуки ни тоски!

А ниток на носки ушло немало,
Сейчас мне, главное, в них дырку не порвать!

Ну а потом, наверно, попрошу я
Мне Нину ещё варежки связать!

Буква «О»

Опять пропали мамины очки!
Ну отчего такое невезение?
Наверное, очки унёс наш кот,
Иль завелось в квартире привидение!

Ох, как же плохо маме без очков!
Обед не сможет мама приготовить,
И сказку почитать не сможет мне.
Ну кто такое мог, скажи, устроить?

Но вдруг к окну подходит мама, и — восторг!
Своё в окне увидев отражение,
Вдруг мама поняла: вот где очки,
Какое невозможное везение!

Очки не потерялись, вот они,
На лбу у мамы были постоянно.
Да, надо впредь внимательнее быть,
Внимание, конечно, это главное!

Буква «П»

Кот Пушок, пушистый бок
Приходил на наш порог,
Положил нам на порог
Мышку котик наш Пушок.

С мышкой наш Пушок играл,
Пока её он не поймал!
Нам принёс её в подарок,
Ведь кормим мы его недаром!

Буква «Р»

Буква «Р» однажды рассердилась:
— Зря работала я, зря трудилась,
Не хотят меня произносить ребята,
Норовят меня в словах запрятать!

А меня ведь если пропускать,
Трудно будет смысл в словах понять!

Был, к примеру, крот — а станет кот,
Превратится в предлог от — рот,
Выйдет вовсе всё наоборот,
Сколько нам от этого хлопот!

Лучше букву «Р» произносить.
Будем «Р» лелеять и любить!

Буква «С»

Весной в саду сирень цветёт,
Зимою — снегири сидят,
И снег идёт, и синий день,
Снежинки в воздухе парят.

Сегодня в сад пойду с утра,
Дорожки снегом занесло,
Подснежники под снегом спят,
Им под сугробами тепло.

Серебряные снятся сны
Цветам под снегом в феврале.
Растает снег, придёт весна,
Снега не вечны на земле!

Буква «Т»

Тайну хранила такса:
Кто на тахте сделал кляксу?
Разбил в кухне кто тарелку
На сотню осколков мелких?

Террариум у тритона
Раскрасил кто в три разных тона —
В тыквенный цвет и терракот,
И в тициановый, как рыжий кот?

И только Таисия знала,
То, о чём такса молчала:
Такая, друзья, катавасия —
Творение трёхлетней Таси!

Буква «У»

У улитки трудная судьба.
У улитки не растут рога.
У улитки — маленькие рожки.

Вот ползёт по узенькой дорожке,
Уползая от подружки утки
И, не отдыхая ни минутки,
Всё о рожках думает она,
Вся переживанием полна.

Не печалься, милая улитка,
Пусть ты ползаешь не очень прытко,
Небольшие рожки у тебя,
Нарисуем их, тебя любя!

И когда увидишь свой портрет,
То поймёшь: тебя красивей нет!

Буква «Ф»

Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол,
Бегаю я по двору,
Жду, пока возьмут в игру.

Я футболку надеваю,
Но никак не забиваю…
Факты говорят: пока
Я не дорос до ЦСКА!

Пусть редко меня, форварда,
Фортуна посещает,
Но настоящий футболист
Никогда не унывает!

И пусть моя команда
Фактически дворовая,
Россия — не Бразилия,
Февраль у нас суровый,

В футбол играть научимся
И выйдем мы в финал!
И фото селфи сделаем,
Взойдя на пьедестал!

Буква «Х»

Хомячок похож на солнышко,
Он такой же рыжий-рыжий.

Ходит он по подоконнику,
Весь пушистый и красивый.

Ест он на обеде хлебушек
И халву он любит очень,

С хомячком играть хотим
Мы с сестрой с утра до ночи!

Буква «Ц»

У цапли есть такая цель:
Поймать скорей лягушку.

А кот пушистый на тахте
Царапает подушку.

Есть цены, все они из цифр.
Их цель — продать товары,

А у царевны в сказке цель
Царевичу стать парой.

Цель закипающей воды —
Сто градусов по Цельсию.

У всех живущих на Земле
Своя есть цели версия!

Буква «Ч»

Чух-чух-чух, чух-чух-чух,
Говорит так поезд вслух.
Чередой идут вагоны
От перрона до перрона.

Просят пассажиры чаю,
Пьют его и не скучают.
Над вагоном чайки мчатся,
С чудом едем мы встречаться,

К морю едем мы, друзья,
Мой чудесный брат и я!

Буква «Ш»

Шарф мне бабушка связала!
Но такой я был упрямый,
Что зимой хотел гулять
Так, чтоб шарф не надевать!

Даже шапку я снимал!
Я тогда не понимал:
Шапка, шарф и шуба —
Спасение от простуды!

Буква «Щ»

Щука щурилась от смеха:
— Нет у щуки шерсти, меха,
Не щенок она, не кошка,
Не шагает по дорожке,
Щучку не пощекотать,
Щёчки ей не причесать,
Не сидеть ей на крылечке,
Плещется она лишь в речке!

Твёрдый знак

Твёрдый знак разъединяет,
Твёрдый знак объединяет.
Очень нужен твёрдый знак,
Без него нельзя никак!

Буква «Ы»

Помогает нам «Ы» — умножает слова.
В середине и сзади «Ы».

«Ы» — не глава.

Русских слов с неё нет,
Но без буковки «Ы»
Мы о множестве слов бы
Сказать не могли!

Мягкий знак

Мягкий знак смягчает жизнь:
Это вьюги зимней синь,
Это счастье и семья,
Это все мои друзья,
И здоровье, и веселье,
И, конечно, настроенье!

Буква «Э»

Элегантные одежды
На себя с утра наденем,
И с друзьями на экскурсию
Мы в Эстонию поедем!

По дороге мы в экспрессе
Эскимо съедим отличное.
Всё, что мы увидим, будет
Интересно, непривычно!

Мы посмотрим экспозицию,
Это будет очень славно!
Эксурсантами мы будем
И запомним всё, что главное.

Посетим музей этнический
И по городу походим.
Это ничего, что дождик,
Мы одеты по погоде.

На экскурсии мы очень
Эффективно побывали:
И эссе мы написали,
И этюд нарисовали,
Эстетический свой вкус
Мы отлично воспитали!

Буква «Ю»

Юла вертелась и крутилась,
Пока на пол не свалилась.

В руки к Юлечке попала
И заново крутиться стала!

Для юлы верчение — супер-увлечение!

Буква «Я»

В ясли ходит мальчик Яша,
Любит ячневую кашу,
А ещё с успехом
Ест ядрышки орехов,
И ягоды, и яблоки,
И ящиками пряники.

Мы изучили алфавит,
Какая буква где стоит
Узнали мы с тобой.

Наш алфавит в стихах сокрыт,
И рифмами он знаменит,
В нём буквы стройно в ряд стоят,
Не кучей, не гурьбой.

Мы учимся слова читать,
Потом мы сможем сочинять,
Как это классно — буквы знать,
Весь мир открылся нам!

Теперь и сказка, и роман,
И даже толстые тома
Нам стали по зубам!