ребенок в детском саду

Если мы хотим научить думать, то, прежде всего мы должны научить придумывать.
Дж. Родари

Нелепицы, небылицы, нескладушки… А они-то начинаются с детских перевёртышей и словотворчества наших малышей! Сколько позитива в этих детских высказываниях! И ведь они вполне серьезны и, главное, более точно выражают суть происходящего или предмета, чем наши «взрослые» слова.

— Мама, а ты зачем накудрилась? А ты посолила творог сахаром?

Так говорила моя маленькая дочурка.

Рассказывает одна знакомая:

— Едем в машине с трёхлетней дочкой. Навигатор женским голосом говорит: «Поверните направо…» Девочка спрашивает: «Это кто горовит?» Мама начинает ей объяснять, что говорит навигатор, он объясняет, куда нужно ехать. На следующий день мама не включила навигатор. Дочка спрашивает: «А почему никто не горовит? Как же мы поедем? Ладно, мамуля, я буду наригатором и буду тебе горовить, куда ехать»…

Моя приятельница, учитель первого класса Черданцева Галина Ивановна, рассказала, что на одном из уроков говорили о профессиях и её ученик сказал, что его дедушка работает в Москве пастухом. На вопрос: «Кого же он здесь пасёт?» Ответил: «Меня».

Нелепицы. Что это значит? НЕЛЕПИЦА (бессмыслица, нелепость), по определению Викисловаря — это «литературный жанр, связанный с художественным приемом заостренно-комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями». В Новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремова написано: «Нелепица, нелепый, нелепость – бессмыслица, чепуха, неразумный, лишенный смысла».

Значит, синоним слова нелепица — бессмыслица. Нелепый – значит бессмысленный, нескладный, несвязный.

Так почему же нелепицы Чуковского К.И. до сих пор так нравятся детям? Почему педагог, автор более 60 книг по дошкольному обучению Колесникова Елена Владимировна использует нелепицы в своей методике, почему детские поэты и писатели сочиняют нелепицы для детей?

Аналог английской традиции – нелепицы, можно найти в русских сказках, фольклоре, в частушечных нескладушках. Хотя этот жанр считается специфически английским, его традиции оказали воздействие на всю мировую литературу. Многие авторы в своих произведениях использовали нелепицы, небылицы, перевертыши: Л. Кэрролл, А. Милн, Д. Хармс, К. Чуковский, С. Маршак, Б. Заходер, Э. Успенский, А. Усачев и др. Их произведения помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость. Дети не только с удовольствием слушают, но сами сочиняют различные перевёртыши, нелепицы и небылицы.

Многие педагоги, психологи, авторы учебных пособий для дошкольников, используют нелепицы в своих упражнениях и тестах. Например, Елена Владимировна Колесникова, автор пособий для дошкольников, показывает в своей методике применение нелепиц при развитии слухового внимания:

— Я прочитаю тебе стихотворение-путаницу, а ты скажи, что в нём неправильно.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?

Л. Станичев.

Детям очень нравятся такие упражнения. Они выполняют их с удовольствием. И очень радуются, когда находят в тексте нелепицу.

В тесте на образно-логическое мышление, у Елены Владимировны есть такое упражнение:

— Отметьте на картинке крестиком то, чего не могло быть на самом деле. Объясни, почему это не так, и скажи, как должно быть на самом деле. Пересчитай крестики.

Потом даётся оценка полученных результатов.

В пособии Колесниковой Е.В. «От слова к звуку» (4-5 лет), даётся такое задание:

— Послушай стихотворение З. Александровой. Скажи, чего не могло произойти на самом деле?

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.

Или такое задание:

Найди ошибки в стихах и рисунках.

Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.

На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.

При работе с нелепицами, Елена Владимировна советует: «Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответствия. Первую путаницу прочитайте как целое произведение, а потом по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении, называли, что автор перепутал. Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами»!

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица –
Получилась перепутаница.

В. Бурыкина.

Такие упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.

Чуковский К.И. написал множество небылиц для детей. Он отмечал, что дети играют не только игрушками: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»…

Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее.

Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы), — отмечал К.И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава».

У меня в первом классе учился мальчик Антон М.. Казалось бы, простой ученик, со своими плюсами и минусами. Но он очень резко отличался от всех детей тем, что постоянно сочинял небылицы: на перемене, на прогулке, на уроках, после уроков.… То про свою собаку, летающую на ракете, то про игрушки, которые разговаривают и живут своей жизнью ночью, или о настоящих роботах, посещающих его ежедневно, про летающие тарелки и инопланетян. Он рассказывал всем окружающим о ковре-самолёте, о говорящей ёлочке, о необыкновенной ручке, у которой есть глазки…

Антон очень сильно обижался, если кто-то ему не верил. И старался доказать, что всё о чем он говорит – не вымысел, а правда. Он так вживался в свои рассказы, он был их главным героем и горячо верил во всё, о чем говорил! Учился он хорошо и замечательно читал стихи! Педагоги и окружающие взрослые понимали, что сочиняя нелепые истории, ребёнок начинает фантазировать и создавать новые образы, опираясь на старые знания, услышанные или увиденные. Пользуясь его богатым воображением, старались давать ему на уроках и внеурочной деятельности побольше творческих и логических заданий.

Учителя знали, что не нужно останавливать ребенка, что нельзя запрещать говорить нелепицы и рифмовать бессмысленные стихи. Ведь, таким образом, ребенок осваивает окружающий мир, развивая образное мышление и воображение.

Вообще, психологи выделяют различные виды воображения:

  • воссоздающее воображение;
  • творческое, когда возникают новые, собственные образы по образу и подобию;
  • неуправляемое воображение, называемое «буйной фантазией».

Многие дети не понимали Антона, потому что, не были похожи на него. А его «буйная фантазия», граничащая с творческим воображением, просто фонтанировала! Сейчас Антон закончил четвертый класс и успешно снимается в «Ералаше».

Воображение и фантазия – это виды мышления, которые направлены на умение представлять то, чего нет на самом деле, приукрашивать реальные события, добавляя новые персонажи. При помощи воображения постепенно развивается творческий процесс, который направлен на создание новых «картинок», на основе полученных знаний.

Почему дети так легко могут придумывать сюжеты каких-то фантазийных событий и нелепиц? Это можно объяснить тем, что процесс фантазирования не ставит перед ребёнком никаких рамок и ограничений, его возможности безграничны…

Отсутствие ограничений — стимул к нахождению нестандартных решений. Кто – то сказал, что «без воображения нет соображения».

Антон М. действительно часто отличался тем, что при решении задач по математике и логике находил нестандартные решения, которые были непосильны другим детям. Когда-то Дж. Родари заметил: «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Нелепицы, перевёртыши и небылицы, помогают развивать фантазию ребенка с самого раннего возраста. Ведь одной из образовательных задач в педагогике является развитие творческой личности. Поэтому детские поэты, педагоги, авторы детских пособий сочиняют нелепицы и включают их в свои пособия. А при определении психологической готовности дошкольника при подготовке к школе, детям даётся тест с заданием: на картинке найти нелепицы за определённый отрезок времени. Так психологи и педагоги проверяют элементарно-образные представления об окружающем мире и умение устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Одним из педагогических приёмов является дидактическая игра, основанная на небылицах, которая помогает закреплять определенные понятия, расширяют словарный запас, развивать речь и фонематический слух.

  • Небылицы и перевёртыши из жизни.

Сочинение небылиц, основанных на собственных ошибочных действиях. Например, ваш малыш может «надеть ошибочно варежку на ногу»… так, может появиться история-небылица или рифмованное стихотворение – нелепица. Однажды моя маленькая дочка подбежала ко мне словами: «Мама, мама, меня сова укусила!» Сова – это оса! Так у нас появился рассказ о сове-осе, который мы вспоминаем до сих пор.

  • Ситуации.

Наряду с игрой «Чего не бывает на свете», можно поиграть в игру «Ситуации». Взрослый предлагает определенную ситуацию, а ребёнок должен ответить, может ли это быть на самом деле. Лучше, конечно, поочередно предлагать реальные и несуществующие ситуации.

  • Картотека.

Вместе с ребёнком можно нарисовать картинки по определённому сюжету (на заборе медведь, в берлоге кошка, собака в будке, дятел на насесте, корова на лугу и т.д.). Сделать картотеку нелепых картинок и играть. Ребёнок должен определить, на какой картинке нарисована правда, а на какой – вымысел.

  • Противоположности.

По очереди с ребенком придумывайте одно-два предложения о каких-либо событиях: реальных и нереальных. Если ребёнку трудно самостоятельно придумать предложение, то эту игру можно провести другим способом: взрослый говорит предложение, отражающее, например, реальное событие, а ребёнок говорит противоположное, с нереальным событием. Или наоборот.

  • Бывает – не бывает.

Расскажите ребёнку маленький рассказ. А потом попросите малыша проанализировать его с точки зрения небылиц: бывает – не бывает. Или взрослый говорит, например, предложение: «Ученик несёт портфель», а ребёнок меняет местами слова в предложении и получает то, чего не бывает.

  • Игра Путаница.

Прочитайте стихотворение Фр. Галаса «Мир наоборот».

Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пуголо пугали,
Ела кошку колбаса…
Хулиганов били стёкла,
Пыль пошла – вода промокла,
Тень отбрасывала шест –
Это всё в один присест
За шесть лет я сочинил
Пока я голову чинил.

Теперь, когда ребёнку понятно, что такое путаница, можно с ним поиграть. Договоритесь, что вы придумываете слова, отвечающие на вопрос «ЧТО?», а он на вопрос «ЧТО ДЕЛАЕТ?». Если вы организуете игры с группой детей, то их можно разделить на две команды. Затем берутся слова от каждой команды и составляются пары – словосочетания. Например: кот спит, черепаха поёт и т.д. Обсуждают, что не так, где же возникла путаница?

Другой вариант игры. Придумываются предложения-перевёртыши. Ведущий читает предложение, дети придумывают перевёртыши. Например, прямое предложение «В магазине продают сыр». Перевёртыш – «Сыр продаёт магазин» и т.д. Конечно, это смешно и такого быть не может!

  • Что не так.

Определите тему рисунка. Например, осень. И рисуйте с ребёнком тематический рисунок, потом поменяйтесь и пусть каждый расскажет, что же на рисунке не так, как в жизни.

  • Рисование противоречий.

Прочитайте стихотворение «Ералаш».

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
(автор неизвестен)

Предложите детям нарисовать, какие противоречия и нелепицы они запомнили. Чуковский К. И., мастер нелепец, отмечал: «Переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится лучше оперировать понятиями, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор».

Если для взрослого человека детские небылицы кажутся только нелепостью, то для самих детей их истории – это целый мир, забавный, смешной, загадочный и чудесный. Они искренне радуются своим придуманным фразам и историям. И каждому малышу так хочется поделиться этим миром со своими близкими и родными, со своими педагогами и товарищами.

Если в вашей семье подрастает «маленький фантазёр», не спешите упрекать его в нелепых выдумках, поправлять, требуя только реалистического восприятия мира. Некоторые психологи отмечают, что у тех детей, у которых не развита или подавлена фантазия, часто бывают капризными. Если бы знали об этом родители, то они бы приложили максимум усилий для развития воображения ребёнка.

И если Вы до сих пор не обращали внимания на «бесполезный детский лепет» и бессмысленные рифмовки, то, пожалуйста, прислушайтесь, включитесь в словесную игру, и вы получите колоссальное удовольствие от общения со своим ребенком на ещё одном, понятном только вам и вашему малышу собственном языке нелепиц.

Смейтесь, радуйтесь, фантазируйте, воображайте и открывайте новые миры своего маленького гения!

Автор — Методист Логинова Наталья А.

Приложение

Я хочу показать вам рассказ, который сочинила моя дочь много-много лет назад. Она училась в первом классе. Ей повезло. У неё были замечательные воспитатели в детском саду, она училась в замечательной школе, а её первая учительница, Капылова Елена Вячеславовна, не жалея сил, старалась сделать из каждого ребёнка творческую личность. С первого класса все дети, под руководством учителя, писали стихи, сочиняли загадки, играли в слова, писали сочинения на заданные темы. Сегодня моя дочь – это взрослая девушка, которая выбрала творческий жизненный путь, связанный с рисунками, анимацией и дизайном.

Невероятные приключения Оксаны, Наташи, кошки Маши и вороны Даши.

Эта история произошла со мной и моей подружкой прошлым летом. Однажды, в жаркий и знойный день мы решили устроить пикник на полянке, в тени зелёных деревьев. Мы нашли поляну, на которой росло много красивых полевых цветочков. Она нам очень понравилась. Мы стали собирать цветы, чтобы сплести из них веночки на голову. С собой мы взяли мою кошку Машу. Она очень заинтересовалась беленьким цветочком и не отрываясь смотрела на него. Мне стало любопытно, я подошла и хотела сорвать цветочек, но вдруг внутри увидела три маленьких зелёненьких глазика. Лепестки цветочка потянулись ко мне, и он сказал: «Не рви меня, девочка, я могу исполнить твои три желания». Не успела я вымолвить и слова, а только подумала, как появилась маленькая фея Динь-Динь из сказки про Питера Пена. Фея кружилась вокруг меня и осыпала волшебной пыльцой. Вдруг я медленно стала подниматься вверх. Я успела схватить за руку Наташу, а Наташа Машу, а Маша корзинку с едой. Так мы долетели до облаков.

Мы сели, свесив ножки, на голубенькое, мягонькое, воздушное облачко. Пока мы смотрели вниз на землю, наша Маша уже начала обед и успела съесть целую связку сосисок, две курицы, три палки докторской колбасы, два окорока, салат, четыре упаковки «Вискаса», пакет молока, килограмм шоколадных конфет, большой торт с кремом, два банана и шесть апельсинов. А нам остались только два «Чупа-чупса» (и то уже облизанных Машей) и одно яйцо. Когда мы хотели съесть это яйцо, оно вдруг завертелось, закружилось и разломилось на две части. На дне корзины сидела красненькая ворона. Мы накормили её «Чупа-чупсами» и назвали Дашей. Ох, и здорово же было на облаке!

Мы решили устроить соревнования по бегу по облакам с прыжками. Мы бегали туда-сюда с Наташей и Машей. А Даша осталась в корзине. Когда я прыгнула за Дашей, то вдруг провалилась в дырку, которая образовалась почему-то в облаке. За мной полетела Наташа, а следом за ней Маша и Даша. Сразу же исполнилось второе желание. У меня раскрылся парашют.

Я поймала Наташу, а Даша успела схватить Машу. Так мы благополучно приземлились прямо в Тихий океан. Мы мирно покачивались на голубых волнах океана. И вдруг увидели, что на нас несётся акула с разинутой зубастой пастью. Только я хотела загадать третье желание, как вдруг Маша сказала: «Кто выключил свет?» Мы уже ничему не удивлялись. Как же нам увидеть солнце? Тогда Маша встала на Дашу, я на Машу, Наташа на меня. Но солнца мы не увидели.

Вдруг ни с того ни с сего мы попали на водный фонтан. Когда осмотрелись, то увидели, что сидим у кита на спине. Тогда-то мы поняли, что совсем недавно находились внутри акулы. Но она выплюнула нас, потому, что ей было щекотно от Наташиных кудрявых волос на голове. Ведь она упиралась головой прямо в нёбо акулы и в поисках света вертела головой. Это и спасло нас.

Третьим желанием было – поскорее попасть домой. Кит пересадил нас на подводную лодку Капитана Немо, потом на машину Рона Уизли, где Гарри Поттер уступил нам свою метлу «Молнию». На ней мы долетели до восточного экспресса, на одном из перронов нас встретила лошадь Спирит, которая довезла нас до такси, на котором мы благополучно доехали до дома.

Вот это было приключение!