ребенок в детском саду

игрушки

Автор — Н.С. ЕЖКОВА.

Проблема согласования образования с ценностями возраста, особой субкультурой дошкольного детства сегодня относится в числу широко обсуждаемых. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ 17 октября 2013 г., подчеркивается необходимость сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимания детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Самоценность дошкольного возраста должна рассматриваться как часть научной идеологии, аксиологический ориентир современных научных исследований и практики функционирования системы дошкольного образования.

Понятие возраста изучалось с разных позиций. Оно связывалось с категориями «время», «развитие», «зрелость», «деятельность», «динамика психических процессов», «свойства личности», «социальные условия жизни» и др. Ретроспективно-содержательный анализ позволяет обозначить разные подходы к восприятию и изучению данного понятия. Рассматривая возраст в аспекте личностного становления человека, Л.И. Божович подчеркивает, что каждый возрастной период отличается не только своеобразием свойств и качеств ребенка, но и психологическим своеобразием личности как целостности, которая, прежде всего, оказывается в особом сочетании его потребностей, мотивов, интересов и переживаний в особой системе отношений к окружающему и самому себе.

В работах Б.Г. Ананьева категория возраста раскрывается через единство биологических и исторических факторов. Ученый подчеркивает, что, с одной стороны, это единство отражает длительность прожитой жизни, а с другой — определенный период развития человека, который выводит на категорию «зрелость».

Достаточно продолжительное время исследовался вопрос связи возраста с развитием личности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

С.Л. Рубинштейн в этой связи отмечает:

«Возраст не определяет стандарта психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними» [4].

Нельзя не отметить роль возрастной сензитивности и ее влияния на психологическую природу организма ребенка, возрастную периодизацию, на социальное и индивидуальное развитие детей. Впервые понятие «сензитивные периоды» находит научное отражение в работах Л.С. Выготского. Он характеризует их через термины «чувствительность» и «оптимальные сроки обучения». Великий отечественный психолог подчеркивает в связи с этим решающее значение культурного развития ребенка, поскольку, достигая зрелости, такие функции становятся нечувствительными к социальным воздействиям. Л.С. Выготский выделил раннее детство в качестве сензитивного периода для овладения речью, а старший дошкольный возраст — сензитивный период для развития высших психических функций, и прежде всего — воображения [1].

Являясь социокультурным явлением, детство, несомненно, должно рассматриваться и с позиции ценностей возраста. Сосредоточение внимания на возрастных ценностях детей создаст реальные возможности выстраивать образовательный процесс с оптимальным обогащением и развитием всех видов субъективного опыта ребенка. Это, в свою очередь, позволит:

  • во-первых, преодолеть разрыв между внутренним планом психики детей и тем, что дается в качестве содержания методов, форм образования детей;
  • во-вторых, определить новые соответствующие формы со деятельности, сотворчества, служащие источником совместных переживаний, сохранения индивидуальности каждого субъекта образовательного процесса;
  • в-третьих, выстроить педагогическое взаимодействие с учетом выделенных Н.Н. Поддьяковым двух типов детской активности — собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности ребенка, стимулируемой взрослым.

Остановимся на характеристике возрастных ценностей ребенка.

Ценности дошкольного возраста проявляются в суждениях, способах действий, поведении детей, отношении к окружающей действительности. Они служат обобщенными признаками детства, условиями, обеспечивающими успешность развития дошкольника в целом. Понятие «ценности дошкольного возраста» неразрывно связано с психофизиологическими особенностями детей.

Психофизиологические особенности детей раннего возраста подробно описаны в трудах Н.А. Аксариной, В.М. Бехтерева, Н.М. Щелованова и др. К ним относится:

  • интенсивный темп физического развития,
  • подражательность,
  • сенсомоторная потребность,
  • повышенная эмоциональность и ранимость организма ребенка,
  • внушаемость,
  • впечатлительность,
  • недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем,
  • недостаточная подвижность нервных процессов.

К психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста относятся:

  • постижение и осмысление окружающего через образное мышление и воображение (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков и др.),
  • повышенная двигательная активность (Н.А. Бернштейн, Ю.Ф. Знамовский и др.),
  • взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер, что находит отражение в эмоциональном тоне ощущений (А.В. Запорожец),
  • доминирование эмоций в миропознании, восприятии окружающих людей (Т.И. Гризик, А.Д. Кошелева и др.),
  • недостаточное развитие произвольности всех психических процессов и самоконтроля (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухина и др.),
  • преобладание эмоциональной регуляции деятельности над произвольной (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович).

Каждая психофизическая особенность детей служит основанием для обозначения самих возрастных ценностей
детей.

Выделим ценности, сопровождающие дошкольное детство, ярко прослеживающиеся в поведении и поступках детей.

1. Постижение и осмысление окружающего через образное мышление и воображение является основанием для выделения такой возрастной ценности, как сказочно-мифическое мировосприятие.

Известный отечественный психолог Е. В. Субботский писал:

«На уровне реальных действий границы между сказкой и реальностью у детей еще нет. Вера в одухотворенность вещей, в возможность обращаться к ним с просьбой и рассчитывать на сочувствие легко уживается с естественно-научным подходом к миру» [5].

Очень образно эта возрастная ценность представлена в произведении Б. Житкова «Как я ловил человечков»:

«Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отвориться. И, наверное, в нем живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть меньше спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверное, поглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверное, по лестничкам на мачты».

В качестве примера можно привести еще фрагмент из произведения Н. Носова «Тук, тук, тук»:

«Бум-бум-бум! Бах! „Да тут не один, а двое! — говорю я. — Что ж это они, крышу разобрать хотят?“

Вскочили мы с кроватей, закрыли дверь в соседнюю комнату, откуда был ход на чердак. К двери стол придвинули и еще другим столом и кроватью подперли.

А на крыше все стучат: то один, то другой, то вместе разом. И еще третий к ним прибавился. И еще кто-то снова в дверь колотить начал.

„Может быть, это кто-нибудь нарочно, чтоб напугать нас?“ — говорю я. „Выйди, — говорит Костя, — да накостыляй им по шее, чтоб не мешали спать!“ — „Еще нам, — говорю, — накостыляют. Вдруг их там человек двадцать!“ — „А может, это и не люди!“ — „А кто же?“ — „Черти какие-нибудь“».

2. Повышенная двигательная активность одновременно выступает и возрастной ценностью детей.

Ребенок не может подолгу находиться в статическом положении, его организм устроен так, что испытывает постоянную потребность в движениях. В работах Ю.Ф. Знамовского двигательная активность рассматривается как важнейший компонент образа жизни и поведения ребенка.

Очень ярко эта возрастная ценность раскрыта в стихотворении А. Барто «Веревочка»:

Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.
— Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса.
— Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
— Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе…
Доскакала до угла.
— Я б не так еще могла!

3. Взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер позволяет обозначить такую ценность дошкольного возраста, как особая восприимчивость и впечатлительность ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: «Детство невозможно без наивности, непосредственности и впечатлительности наших детей, так же как невозможно без игры, без сказки» [6]. Яркий пример тому можно найти в произведении Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»:

«Мегги и в мысли не пришло, что Агнес — игрушка. Она провела ладонью по складкам ярко-розового платья — такого великолепного платья она никогда не видела на живой женщине — и любовно взяла куклу на руки. …Мегги уютно скрестила ноги, осторожно усадила куклу на колени к себе — сидела и не сводила с нее глаз».

4. Доминирование эмоций в миропознании, восприятии окружающих людей и в общении с ними служит основанием для выделения таких возрастных ценностей, как детская непосредственность, наивность, особая
доверчивость.

А. Алексин в повести «В тылу как в тылу» пишет:

«Пора детства не отягощена опытом и потому в мыслях и действиях своих до наивности непосредственна. Она уверена, что добро должно порождать только добро, и причем сразу, незамедлительно».

А.В. Запорожец, делая акцент на этой возрастной ценности, отмечал, что наиболее ярко она проявляется при восприятии детьми сказок, рассказов, театрализованных представлений. Дошкольники, писал известный отечественный психолог, всерьез воспринимают все прочитанное и увиденное, искренне сочувствуют героям сказок, они буквально срываются с мест, желая помочь любимому персонажу [3].

Приведем примеры проявления этой ценности возраста, используя фрагмент произведения М. Пришвина «Лисичкин хлеб»:

«А Зиночка, когда увидела у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья…
— А хлеб — лисичкин. Отведай.
Осторожно попробовала и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас. Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»

Еще очень яркий пример можно найти в произведении Н. Носова «Затейники»:

«Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя — за мной. „Чего ты?“ — спрашивает.
„Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?“ Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь за собой захлопнули. „Давай, — говорю, — дверь держать, чтобы он не открыл“. Держали мы дверь, держали, Валя и говорит: „Может быть, там никого нет?“ Я говорю: „А кто же тогда меня за ногу трогал?“ — „Это я, — говорит Валя, — я хотела узнать, где ты“».

5. Недостаточное развитие произвольности всех психических процессов, самоконтроля, преобладание эмоциональной регуляции деятельности над произвольной связано с такой возрастной ценностью, как природная эмоциональность детей и открытость миру.

Для дошкольников характерна непосредственность, подвластность чувствам.

В.В. Зеньковский писал:

«Власть настроений, случайных, нетерпеливых, быстрых, кладет печать непосредственности на всю детскую активность — в этом смысле детство может быть названо золотой порой эмоциональной активности» [2].

Л.С. Выготский не раз подчеркивал открытость ребенка миру, которая выражается в его стремлении активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач. Приведем в качестве примера проявления этого возрастной ценности отрывок из произведения Марка Твена «Принц и нищий»:

«О, это конечно принц! Настоящий, живой принц! Тут не могло быть и тени сомнения. Наконец-то была услышана молитва мальчишки-нищего. Том стал дышать часто-часто, глаза его широко раскрылись от удивления и радости. В эту минуту все его существо было охвачено одним желанием, заслонившим собой все другие: подойти ближе к принцу и всласть наглядеться на него. Не осознавая, что делает, он прижался к решетке ворот».

Характер проявления возрастных ценностей во многом связан с образом жизни детей, социальной ситуацией развития. Как отмечает Л.С. Выготский, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации, но и занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию:

«Внутренняя позиция специфична для каждого возраста, она обуславливает общий характер переживаний ребенка, систему его отношений к действительности и таким образом создает единство и целостность его возрастного облика» [1].

Если понимать под социальной ситуацией развития процесс образования, то возрастные ценности есть базовые его основания, на которых строится этот процесс.

Таким образом, дошкольное детство относится не столько к адаптивному типу жизнедеятельности, сколько к решающему периоду становления фундаментальных, ведущих образований личности, обладает сензитивностью к формированию базовых основ личности, достижению оптимального уровня их развития. В более поздние периоды теряется эта сензитивность, а с ней и возможность развития детей с опорой на творческое воображение, эмоциональный характер миропознания, наивность и непосредственность действий и др.

Образование в аспекте личностного развития детей, а также их саморазвития может быть эффективным лишь в том случае, если будет ориентировано на возрастные ценности дошкольников.

Яркие проявления самобытности детской жизни, неповторимого взгляда на окружающее и отношения к нему — есть не просто фон или фактор успешности дошкольного образования, а как ключевое основание для проектирования его содержания и процесса реализации.

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2005.
2. Зеньковский В.В. Психология детства. — М.: Академия, 1998.
3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М.: Педагогика, 1986.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989.
5. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М.: Просвещение, 1991.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1973.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, октябрь 2014.