ребенок в детском саду

дети

Автор — Д. Б. Юматова

Отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья социально-реабилитационного центра «Горизонт» г. Железнодорожный Московской области осуществляют амбулаторное обслуживание детей в возрасте от 3 до 18 лет с диагнозами:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • врожденные аномалии;
  • задержка психоречевого развития, аутизм, синдром Дауна, эпилепсия;
  • соматические заболевания.

В течение года организуется пять реабилитационных курсов/заездов детей, каждый продолжительностью два месяца. За год отделения реабилитации оказывают квалифицированную медицинскую, психолого-педагогическую помощь 488 детям с ограниченными возможностями здоровья.

В центре «Горизонт» знают не понаслышке: часто для достижения даже крохотной победы над болезнью требуются месяцы, а то и годы. И самая главная составляющая этого непростого пути — ежедневная, ежечасная, ежеминутная кропотливая работа семьи, которая выполняется в процессе трудовых, бытовых, игровых, творческих, реабилитационных действий. Практически с первого дня существования «Горизонта» помощь детям с ограниченными возможностями здоровья строилась на взаимодействии трех сторон — ребенка, специалистов и самих родителей.

С этой целью несколько лет назад на базе Центра был создан Семейный клуб. Мотивацией к объединению родителей в группу единомышленников послужило огромное желание родителей найти оптимальные формы равного старта для вхождения ребенка в большой многоликий мир — мир разных, но равноправных людей. Невозможно чего-то добиться, если нет родительской поддержки, поскольку сила родителей заключается в способности своим ежедневным примером побудить ребенка к выполнению необходимых реабилитационных или коррекционных действий, окрасив их теплым положительным эмоциональным импульсом. И основная задача Семейного клуба — донести это до мам и пап.

Семейный клуб центра «Горизонт» позволил объединить всех участников реабилитационного процесса: детей и их родителей, специалистов отделений реабилитации различных направлений (социальных педагогов по развитию мелкой моторики, музыкотерапии, изотерапии, познавательному развитию, компьютерной игротерапии; логопеда, педагога-психолога, врачей, медицинских сестер по физиотерапии, галотерапии, массажу, инструктора ЛФК, специалиста по социальной работе, заведующих отделениями).

В рамках Семейного клуба специалистами Центра была разработана и успешно введена в практическую деятельность модульная система направленного сопровождения семей, воспитывающих детей с «особыми» потребностями (далее — Семейный клуб).

Под направленным сопровождением семьи подразумеваются необходимые умения (различные знания в области особенностей и коррекции нарушений развития детей), а также дополнительный ресурс (внутренние резервы самой семьи и различные источники, предоставляемые социокультурной средой).

В связи с этим при организации ваимодействия с семьей необходимо учитывать следующие позиции (по М. В. Крулехт):

  • Создание общей установки на совместное решение задач воспитания и реабилитации — информационный модуль (информационная поддержка родителей/законных представителей).
  • Разработка общей стратегии сотрудничества — консультативный модуль (обучающая, консультативная,
    коммуникативная поддержка родителей/законных представителей).
  • Реализация единого согласованного подхода к ребенку с целью развития его личностного потенциала,
    обеспечение целостного развития как субъекта детской деятельности — социокультурный модуль (творческая, эмоциональная, организационная поддержка родителей/законных представителей).

Каждому модулю соответствуют характерные задачи, различные формы работы, индивидуализированные по содержанию совместной деятельности и формам партнерского взаимодействия, учитывающих «интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, а также специфику национальных, социокультурных и иных условий» (ФГОС ДО, п. 2.11.2).

Линии взаимодействия с родителями могут быть различными.

Есть «родитель — зритель», ему все интересно, а есть «наблюдатель», критичный, задающий вопросы, тот, с которым будет в дальнейшем интересно работать специалистам. Кроме того, встречаются родители — исполнители, участники, инициаторы и организаторы. С каждым из них нужно суметь выстроить взаимодействие.

Если обратиться к технологиям социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, можно наметить (в зависимости от взаимодействия специалистов с одной семьей или группой родителей) пять тактик работы с родителями: непосредственно с конкретной семьей/группой родителей; опосредованно с конкретной семьей/группой родителей; стимулирование родительских контактов.

Направления и содержание деятельности

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Расширение информационного поля родителей (законных представителей) относительно процесса коррекции и реабилитации и формах взаимодействия специалистов Центра и семьи, семьи и общества
  • Выявление социально-педагогических потребностей семьи.
  • Исследование семейного социума с целью повышения воспитательно-реабилитационного потенциала родителей.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 

1. Непосредственная работа с конкретной семьей

— Составление социально-психологического портрета семьи — «Семейная картограмма». Методы работы: беседы, опросы, наблюдения.

Специалисты Центра определяют, какими воспитательными и реабилитационными резервами располагает семья, выявляют проблемные зоны и пр.

Самостоятельная обработка анкет самими родителями (при желании они могут заполнять анкеты анонимно) поможет каждому обратить внимание на некоторые позиции семейного вопитания.

Например, с помощью «Семейной картограммы» можно анализировать следующие параметры:

а) количество факторов ЗОЖ, соблюдаемых в семье;
б) эмоциональный, интеллектуальный, деловой, материальный климат в семье;
в) удовлетворенность семейной жизнью.

К примеру, результаты одного из таких опросов родителей показали, что у 50 % из них «западают» такие факторы, как «самообладание и оптимистическая жизненная позиция». После обработки результатов «Семейной картограммы» намечается тематика встреч, бесед и других форм совместной работы специалистов и родителей в рамках Семейного клуба. Заведующие отделениями приглашают родителей в группы, где проводятся занятия, привлекают к участию в проведении занятий.

— «Лист оценки воспитательно-реабилитационного потенциала семьи».

Социально-педагогическая помощь родителям основывается на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, воспитывающей «особого» ребенка. Начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Специалисты интервьюируют родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; наблюдают за обращением с ребенком и его развитием в семье.

Для внесения корректив в организацию коррекционно-реабилитационного процесса заведующие отделениями проводят мониторинг динамики изменения самочувствия семьи (по окончании реабилитационного курса) по следующим показателям (О. Л. Зверева):™ изменение потребностей родителей в педагогических знаниях (появляется ли интерес, задают ли вопросы и др.); самостоятельное стремление родителей, инициатива в получении консультаций; изменение отношения родителей к своему ребенку;™ появляющееся у родителей умение оценивать свои воспитательные способности.

Знакомство с семейной системой и ее функционированием, потребностями и запросами, семейными традициями делает семью более открытой для доверительного общения со специалистами.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей

  • Информирование родителей о деятельности учреждения, оформление необходимых документов для прохождения курса реабилитации.
  • Контакты участников процесса по телефону.
  • Предоставление информации о возможностях отдыха, получения социальной помощи, прохождения
    МСЭ и пр.
  • Санбюллетени (раз в два месяца).
  • Оценочно-рефлексивная работа («обратная связь») позволяет оценить эффективность комплексной реабилитации ребенка, провести анализ результатов деятельности, получить объективную картину изменения психологического микроклимата в семье.

Формы организации «обратной связи»: «Книга отзывов»; анкетирование родителей по решению определенных вопросов, трудностей, проблем ребенка в начале и в конце заезда; интервьюирование родителей об их мнении об услугах и дальнейших ожиданиях.

3. Непосредственная работа с группой родителей

  • Предоставление родителям информации об услугах, о квалификации специалистов, расписании работы
    специалистов, содержании занятий, о том, в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам (родительские собрания в начале каждого реабилитационного заезда).
  • Беседы о правилах поведения во время медицинских процедур (проводятся во время групповых оздоровительных процедур, например, ароматерапии или галотерапии).
  • Встречи с родителями в семейной гостиной, обсуждение перспективных планов работы.
  • «Дни открытых дверей». Такие мероприятия можно приурочить к определенным значимым общественно-социальным датам.

Например, одна из таких встреч прошла в Железнодорожном СРЦН «Горизонт» 17 мая 2015 г. в рамках празднования Международного дня детского телефона доверия. Программа мероприятия включала: Информирование о праздновании Международного дня детского телефона доверия (выступление директора Центра Мартыновой М. В., начальника отдела опеки и попечительства г. о. Железнодорожный Ткаченко В. Н.), ответы на вопросы посетителей;  экскурсию по Центру; ответы на вопросы посетителей заведующих отделениями; анкетирование участников встречи; презентацию деятельности Центра;  ярмарку детских работ.

4. Опосредованная работа с группой родителей осуществляется посредством предметно-пространственной информационной среды.

У родителей детей, посещающих наш Центр, часто возникают следующие вопросы: Что такое программа реабилитации? Как помочь семье создать благоприятное окружение для ребенка? Куда родители могли бы обратиться за помощью и советом? Как говорить с ребенком о его состоянии? Как помочь родителям взаимодействовать со специалистами?

Ответы на многочисленные вопросы родители находят в разнообразных материалах, среди которых:

  • материалы по повышению правовой культуры (нормативные документы, разъясняющие, какими правами обладают ребенок с ограниченными возможностями и его семья);
  • специальные методические пособия, дидактические материалы, научно-практические журналы («Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения», «Детская и подростковая реабилитация», «Мир особой семьи», «Дошкольная педагогика» и др.). Помимо этого, Семейный клуб имеет свою педагогическую библиотечку для родителей, которая регулярно пополняется необходимой литературой (в том числе силами родителей);
  • обновление материалов на Интернет-сайте Центра;
  • стенды/доски объявлений, размещенные в семейной гостиной, где родители ожидают детей во время проведения медицинских процедур или коррекционных занятий (обновление по мере доступности оперативной информации), а также в холле Центра.

Работа специалистов отделений и родителей со СМИ региона проживания и спонсорами для привлечения
внимания к профилактике детской инвалидности и проблемам детей с ОВЗ способствует открытости для общественности системы помощи детям с ограниченными возможностями.

Центр «Горизонт» активно сотрудничает со всеми печатными изданиями города (еженедельными газетами «Городской вестник» и «Мой город — Железнодорожный»). Так, благодаря публикации статьи в одном из номеров газеты «Городской вестник» жители нашего города узнали о работе нашего Семейного клуба, некоторые родители также делятся на страницах этих газет своими впечатлениями о его работе. Так расширяется круг людей, неравнодушных к проблемам детей с особенностями развития.

5. Развитие контактов между семьями

Интерактивное общение посредством электронных ресурсов позволяет родителям делиться своими впечатлениями о работе Семейного клуба, обмениваться полезной информацией о воспитании и развитии ребенка, налаживать контакты, в том числе с руководством и специалистами Центра. С предложениями о благотворительной помощи откликаются неравнодушные семьи, имеющие детей с нормальным уровнем развития, благотворительные фонды (наш активный спонсор — фонд «Седьмой лепесток»). При этом специалисты Центра могут являться связующим информационным звеном в организации группы самопомощи родителей.

Сочетание разнообразных форм совместной работы в рамках информационного модуля способствует созданию общей установки на совместное решение задач воспитания и коррекции развития ребенка.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ МОДУЛЬ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: 

  • Расширение медико-психолого-педагогической осведомленности родителей/законных представителей.
  • Формирование у родителей адекватной воспитательной позиции по отношению к ребенку в условиях различных моделей семьи.
  • Обучение родителей некоторым приемам взаимодействия с детьми.
  • Знакомство с простейшими коррекционными методиками работы в домашних условиях.
  • Оказание родителям помощи в разрешении семейных проблем и индивидуальных психологических трудностей.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 

Взаимодействие следует развивать в нескольких направлениях: педагога с семьями воспитанников, родителей между собой (в том числе и с целью обмена опытом), родителей с детьми.

1. Непосредственная работа с конкретной семьей

— «Спрашивайте — отвечаем» — консультирование специалистами всех реабилитационных направлений (индивидуальное, по заявке, тематическое, оперативное).

Для создания доверительного контакта взаимодействие специалистов с родителями организуется с учетом
основных положений, предложенных В. А. Петровским: ™ «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. ™

«Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Специалист сообщает об успехах и особенностях развития ребенка, результатах деятельности, данных социометрии и медицинских показателей и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».

™ «Ознакомление специалиста с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль
принадлежит родителям, специалист только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.™ Педагог обсуждает с родителями программу реабилитации ребенка и ход ее выполнения. В этом случае специалист, завоевавший доверие родителей, может начинать осторожно давать им советы.

— Индивидуальное психологическое консультирование, направленное на улучшение взаимоотношений с окружающими, прежде всего с ребенком, что позволяет конструктивно разрешать психологические проблемы, препятствующие самореализации.

Консультация, как методический прием реабилитации, включает в себя элементы психодиагностики, психокоррекции, психотерапии, не имеет противопоказаний и может успешно применяться на разных этапах реабилитации ребенка и его семьи. Психологический анализ проблем, в том числе фоновых (депрессии матери, импульсивности отца и др.), направлен на детализацию и поиск возможных путей их решения.

Формы социально-психологической коррекции семейных отношений выбираются психологом в зависимости от запроса родителей, их готовности решать проблемы.

— «Научусь сам — помогу своему ребенку».

Обучение родителей элементарным коррекционным методикам работы с ребенком в домашних условиях способствует взаимопроникновению среды терапевтической и домашней.

Формы проведения: ™

  • демонстрационные индивидуальные занятия (родители наблюдают, как педагог обращается с ребенком, присутствуя на занятиях); ™
  • совместные занятия с ребенком, на которых родители знакомятся с коррекционным материалом; ™
  • консультации педагога (достижения ребенка, выбор книг, игрушек, специального оборудования для занятий с ребенком в домашних условиях и др.);
  • индивидуальные программы-рекомендации для занятий с детьми в домашних условиях, составленные специалистами по окончании курса реабилитации с целью закрепления полученных навыков.

Посещение родителями коррекционных занятий и активное участие, наблюдение за детьми во время их проведения помогают взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, надлежащим образом общаться и взаимодействовать с ним, а также овладеть элементами основных методик коррекционной работы в домашних условиях.

Однако на некотором этапе коррекционной работы участие родителей непосредственно в этом процессе может быть нежелательным, поскольку среда домашняя и коррекционная должны быть разграничены, например, в случае, когда требуется преодоление привычных стереотипов в поведении ребенка, которые могут поддерживаться сложившимся домашним укладом. Такое разделение сред необходимо и в случае, если ребенок находится на той стадии развития, когда ему требуется создание собственного пространства социальных отношений, не связанных с семьей.

Стимулирование реабилитационной деятельности родителей происходит на уровне «родитель — ребенок» в домашних условиях, когда продолжается совместная работа с ребенком по закреплению уже знакомых игр и развивающих упражнений, а также в процессе работы с материалами рекомендованных специалистами рабочих тетрадей.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей

  • Консультативно-рекомендательные формы: «Папки консультаций» (письменные консультации социальных педагогов по разным направлениям развития) — динамичная форма педагогического просвещения родителей, когда каждый сможет найти ответы на интересующие вопросы воспитания. Тематика формируется в соответствии с годовым планом учреждения и текущими запросами родителей; педагогическая библиотечка для родителей и др.
  • Практические формы: выдача родителям на дом текстов выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, описаний упражнений; выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий и др.

3. Непосредственная работа с группой родителей (практические формы)

— Совместные групповые занятия с детьми (логоритмика, ЛФК; ознакомление с различными упражнениями оздоровительной направленности и др.).

Участие в групповых занятиях позволяет родителям овладеть не только практическими умениями работы с ребенком, работа в составе группы стимулирует мотивационную сферу и вдохновляет. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему.

— «Родительские позиции».

Данная форма взаимодействия с родителями названа «позициями», что делает акцент для участников: в деле воспитания ребенка в семье не может быть стереотипов. Каждая семья занимает индивидуальную «позицию» воспитания ребенка, растит его таким, каким видит в будущем, как продолжателя себя. Каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Формула «терпение + терпимость + безусловное принятие любого ребенка» позволяет найти способ успешного взаимодействия с ребенком.

К примеру, темами для обсуждения могут служить следующие позиции:

  • создание и поддержание эффективного режима для ребенка;
  • организация жизненного пространства детей с ОВЗ в семье (выстраивание отношений с ребенком с учетом его интересов, способностей, возможностей, психоэмоциональных особенностей, а также особенностей развития);
  • адекватное реагирование на проявления импульсивности и оппозиционности в поведении ребенка;
  • как направлять инициативу ребенка в нужное русло, ненавязчиво, бесконфликтно находить выход из сложных ситуаций в семейных взаимоотношениях, создавать такой микроклимат в семье, при котором каждый ее член будет чувствовать себя комфортно и уютно, физически развивать и закаливать детей с ОВЗ в семье и взаимодействовать со сверстниками и др.

В силу особенностей рассматриваемых проблем большая часть времени отводится разнообразным
практическим формам, таким, как ролевые и коммуникативные игры, что обеспечит выработку определенных социальных навыков у родителей для преодоления трудностей воспитания «особого ребенка».

Эти игры помогают родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций, обучают эффективному взаимодействию с ребенком, помогают разрешать трудности в отношениях между членами семьи (таких, как налаживание отношений с братьями, сестрами, с бабушками-дедушками) и др.

Групповая форма организации мероприятия с родителями требует учета ряда факторов: ™формирование мини-групп с небольшим количеством участников. Количество родителей, оптимальное для объединения, может составлять от 5 до 15 человек. В таком режиме, с одной стороны, можно выслушать каждого и донести знания значительному количеству человек одновременно; ™ необходимость объединения именно этой категории родителей: их должна объединять общая проблема здоровья ребенка, например, ДЦП, аутизм или задержка речевого развития и т. д. Это дает возможность открыто обсуждать проблемы своего ребенка, не стесняясь других родителей (все находятся в условиях «равенства положения»); ™ уверенность педагога, что родители готовы к совместной деятельности друг с другом.

Немаловажным фактором является активная жизненная позиция по отношению к своему ребенку. Не стоит объединять родителей, которые на данный момент не готовы к восприятию информации о своем ребенке. Они не будут активны, останутся недовольны мероприятием, могут разладить общий эмоциональный настрой всех остальных участников. Стоит помнить, что только те родители, которые готовы к сотрудничеству, придут на встречу, остальных «силой» привлекать не стоит; ™ длительность мероприятия не должна превышать 40 мин — 1 ч, иначе наступает информационное пресыщение и переутомление.

4. Опосредованная работа с группой родителей

  • Организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или уголке для родителей в семейной гостиной.
  • Регулярное обновление стенда педагогического просвещения родителей материалами, подготовленными специалистами Центра.
  • Подготовка буклета, объясняющего процедуры психодиагностики, проверки хода выполнения программы реабилитации, интерпретации результатов и др.
  • Подготовка специалистами памяток для родителей по организации занятий с ребенком в домашних условиях и др.

5. Развитие контактов между семьями

Взаимоподдержка. В жизни есть ситуации, когда наибольшую помощь может оказать тот человек, у которого уже есть опыт подобного рода. Такими значимыми людьми могут быть те родители, которые хорошо адаптировались в своем положении и имеют ребенка с аналогичным заболеванием, травмой и хорошей динамикой в развитии.

По результатам исследований М. Н. Гусловой, для многих родителей (63 %) важным является встречаться с другими аналогичными семьями, имеющими сходные проблемы. Такие семьи могут объединиться в отдельные группы и обсуждать интересующие их темы в формате «Копилка родительского опыта». Поскольку участникам таких групп предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других, трансформировать картину переживаний и приобрести навыки саморазвития как основы личностной позиции, данный способ оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является одним из самых эффективных.

Состав родителей, участвующих во встречах, может меняться — в зависимости от темы, степени нуждаемости
в обсуждении определенных вопросов, наличия времени. Группы могут формироваться спонтанно самими родителями в результате общения в повседневной жизни Центра (к примеру, во время проведения процедур и занятий, когда родители ожидают детей в семейной гостиной).

Участники могут обсуждать проблемы, касающиеся ухода за ребенком, поддерживать друг друга, обмениваться опытом решения проблем, рассказывать о своих воспитательных подходах и «находках», знакомить с различными приемами развития речи и бытовых навыков у детей в домашних условиях и др. Такая взаимоподдержка придает родителям ощущение, что они не одиноки. Доверительные формы общения помогают многим родителям преодолеть коммуникативный барьер, препятствующий нормальной жизнедеятельности в социуме, понять и принять своего ребенка.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МОДУЛЬ

Социокультурная деятельность является важной и необходимой составляющей партнерства и включения
родителей в полноценные социальные отношения. Благодаря социокультурной деятельности у членов семей развиваются следующие характеристики: активность, творчество, взаимопомощь, межличностный характер внутрисемейных отношений.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Удовлетворение духовных интересов родителей.
  • Установление теплых неформальных отношений между специалистами и родителями, доверительных отношений между родителями и детьми.
  • Развитие родительских инициатив, приобретение навыков социальной активности.
  • Повышение родительской компетентности в вопросах социальной адаптации детей.
  • Включение всех членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процесс его самореализации в субъективно-значимой культурной деятельности.

Для решения данных задач представляется необходимым: ™расширение социально-культурного пространства семьи путем сотрудничества с учреждениями культуры, искусства (в том числе дополнительного образования), музеями и др.; ™ предоставление возможности каждому родителю ощутить удовлетворение от социальных родительских ролей «доброволец» и «волонтер». Участники взаимодействия: специалисты — родители — ребенок.

В рамках данного модуля работа с семьей выстраивается с использованием основных технологий социокультурной деятельности (СКД), в том числе технологий арт-терапии.

Арт-терапия (буквально — лечение искусством) — это социокультурная технология, основанная на применении средств искусства (живопись, фотография, музыка, театр, праздник и т.д.) и используемая психологами, педагогами, дефектологами и другими специалистами в целях комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Особенно важна арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу физических или психологических особенностей своего состояния зачастую бывают крайне ограниченными в социальных контактах.

Особенности организации некоторых форм совместной деятельности

1. Непосредственная работа с конкретной семьей.

— «Творческая мастерская».

Методы изотерапии не требуют наличия особых художественных способностей. Участники рисуют кто как хочет и что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить на бумаге свои мысли, переживания и чувства.

Используются любые материалы и способы творчества для основной цели самовыражения. Например, когда маленький Никита, страдающий аутизмом, впервые взял в руки кисть и сделал мазок на бумаге, глаза его мамы засветились от счастья. Переживание моментов совместного творчества сближает ребенка с родителями. Творческий опыт, осознание себя, совместное развитие новых навыков и умений позволят семье более активно и самостоятельно участвовать в социальной жизни.

— Привлечение членов семей к посильной помощи в организации досуга.

Любое мероприятие, в котором родители принимают участие, позволяет им увидеть изнутри все сложности, с которыми приходится сталкиваться специалисту, требует подготовки в вопросах детско-родительских отношений и компетентности во взаимодействии со всеми участниками. В практике нашей работы сложилось несколько подходов, связанных с повышением активности участия родителей в жизни детей.

Для реализации инициатив родителей необходимо предоставление им соответствующего пространства социального участия для самореализации. В этой связи эффективность таких ролей, как «доброволец» и «волонтер», многогранна и многопланова. Она может выражаться разными способами:

  • изготовление костюмов, декораций для представлений и праздников;
  • игровая роль, организация видеосъемки мероприятия/праздника;
  • помощь в создании мультимедийных презентаций;
  • организация экскурсий и поездок в театры, музеи и др.

Родители могут также проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

Ребенок видит своего родителя в необычной роли или ситуации и испытывает настоящую гордость. Нельзя забывать и о таких активных членах семьи, как бабушки и дедушки, которые берут на себя помощь в воспитании внуков. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, являются носителями семейных традиций, формирующих у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, вносят чувство гордости за свою семью. Интересно проходит организованное в Семейном клубе накануне Дня семьи чаепитие «Бабушкины пироги». Тепло, уютно, по-домашнему!

2. Опосредованная работа с конкретной семьей

— Реализация инициатив родителей.

Роль «доброволец» в Семейном клубе реализуется посредством оказания помощи учреждению в:

  • обеспечении транспортом, починке или наладке оборудования;
  • видеосъемке;
  • обустройстве и украшении помещений Центра;
  • пополнении реабилитационной предметно-пространственной среды (помощь в создании медиатеки, игротеки и др.);
  • помощи в оформлении подписки на периодические научно-практические журналы, посвященные реабилитации детей с ОВЗ («Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения», «Детская и подростковая реабилитация», «Мир особой семьи»), а также журналов «Дошкольная педагогика», которые пополняют просветительскую библиотечку Семейного клуба.

Одной из форм такой работы может служить установление социальных контактов на разовой или постоянной основе (например, помощь в организации «вкусного стола» после проведения игрового тренинга «Социальное кафе»); организация встреч группы общения родителей «Копилка родительского опыта»; приглашение лекторов по интересующим вопросам, в том числе проведение юридических консультаций и др.

— Терапия творческой фотографией.

Постоянно обновляемые стенды («Наши праздники», «Семейный клуб» и др.), на которых размещаются фотографии праздников, совместного досуга, мероприятий, выездов. Методы фототерапии позволяют участникам взглянуть на жизнь «со стороны», фотографии возвращают участников в замечательные дни праздника или поездки, заставляют заново переживать те или иные ситуации, формируют позитивный эмоциональный фон. Здесь применяется технология реминисценции, технология воспоминаний, переживания позитивных чувств, эмоций, что имеет огромную терапевтическую силу.

3. Непосредственная работа с группой родителей

— Праздникотерапия.

Зачастую семьи настолько погружены в текущие проблемы, что испытывают дефицит атмосферы праздника и творчества. Использование праздникотерапии в социокультурной реабилитации является залогом получения положительных эмоций, расширения социального опыта, «профилактикой радостью».

Для полноценного развития ребенка необходимо общение и деятельность, проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений. Мы стараемся, чтобы ребята по мере возможности приняли активное участие в празднике. Обязательно вовлекаем в процесс опосредованного участия и мам.

Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии способствует социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми физическими отклонениями присутствовать на праздниках необходимо. Им можно поручить роли без слов, или с небольшим количеством слов, или с восклицаниями, которые за них может (если в этом есть необходимость) произнести родитель. Все дети чувствуют соучастие в действии, радуются, выражают восторг и благодарность.

— «Музыкальная гостиная».

Как говорил К. Д. Ушинский: «Музыка объединяет людей в одно большое, сильночувствующее сердце». «Музыкальная гостиная» представляет собой так называемые «праздники без подготовки». Дети поют песни вместе с родителями, танцуют, читают стихи, участвуют в конкурсах, совместно исполняют несложные музыкальные произведения. Чтобы почувствовать собственную причастность к происходящему, в программу включены совместное пение в сопровождении музыкальных инструментов, танец и др.

— Социально-адаптационные игровые программы.

С родительскими комплексами в Семейном клубе борются разными способами. Один из них — совместные игровые тренинги с использованием коммуникативных технологий. К примеру, дети и родители садятся за круглый стол и говорят друг другу комплименты. «Я люблю мою доченьку Марину за то, что она…» А в ответ и мама слышит, какая она добрая, ласковая, хорошая… Такие занятия помогают родным людям стать ближе друг к другу, учат родителей не просто слушать своих детей, но и слышать их.

Много внимания в Семейном клубе уделяют отработке умения оптимального взаимодействия ребенка
с социумом в целях социальной адаптации в бытовых условиях (магазин, кафе, транспорт и др.).

Раз в месяц в Семейном клубе проводится игровой тренинг «Социальное кафе», когда создаются определенные ситуации, связанные с ситуацией самостоятельного принятия решения и выполнения поставленной задачи. Предметно-развивающая игровая среда включает: витрины с продуктами (сок, печенье, конфеты и др.), ценники, настоящие деньги (монетки по 1, 2 и 5 рублей), столики, за которыми сидят участники (дети с родителями).

Описание. Детям предлагается ознакомиться с товарами на витрине. Прежде чем купить понравившийся товар, ребята продумывают, сколько им потребуется монеток (взрослые помогают им определиться), подходят к продавцу и проговаривают свое обращение, покупают товар, приносят за столик, подсчитывают оставшиеся деньги и делают новые покупки. Заканчивается игра совместным чаепитием.

4. Опосредованная работа с группой родителей: социально-общественные формы. 

В современных условиях появились новые социально-практические формы, обогатившиеся новым содержанием, — благотворительные акции милосердия. Их цель — привлечение внимания общества к проблемам детей-инвалидов, детей-сирот, детей из неблагополучных семей, воспитанников приютов и социально-реабилитационных центров, их духовная и нравственная поддержка. К примеру, с 1 по 10 декабря в Московской области традиционно проводится ежегодная Декада милосердия, посвященная Международному дню инвалида.

К организации подобных встреч мы привлекаем различные учреждения культуры нашего города: Дом детского творчества, музыкальную школу, хоровую студию «Радуга», общеобразовательные школы микрорайона и др., а также организации нашего города (обувная компания «Алфавит», благотворительный фонд «Седьмой лепесток», городской телеканал «Электрон» и др.).

Такие встречи привносят огромный заряд внимания, позитива, ощущения, что ты не одинок. Например, в дни проведения Декады милосердия Семейный клуб посетили юные артисты детского кукольного театра «Теремок» Дворца детского творчества (руководитель О. С. Шепеляева) со спектаклем «Ты — моя мама». Дети не только увидели увлекательный и веселый спектакль, но также узнали много интересного о ростовых куклах: как они двигаются и разговаривают. Ребятам предоставилась уникальная возможность подержать в руках каждую куклу, улыбнуться ей и получить большой заряд положительных эмоций.

Такие встречи очень нужны как детям с ограниченными возможностями, так и их близким, так как они получают самое ценное — внимание и доброту окружающих.

5. Развитие контактов между семьями

В Семейном клубе мамы обсуждают проблемы, становятся сплоченнее, знакомятся и начинают дружить семьями. Понимающие родители общаются друг с другом и после окончания курса реабилитации, продолжают занятия с детьми дома, используя рекомендации социальных педагогов, медиков и психолога. Семьи начинают вести социально активный образ жизни: сообща способны решать многие вопросы, с которыми поодиночке разобраться не получалось, совместно проводят досуг, выходят с предложениями в городские структуры власти, ищут контакты с организациями, поддерживающими социальные инициативы, и т.д. И нет большего счастья, когда совместные усилия приносят успех. А дети, которых родители когда-то стеснялись, становятся самыми лучшими.

Использование модульной системы направленного сопровождения семьи (Семейный клуб) дало определенные результаты:

  • у большей части детей преодолевались речевые дефекты, корректировались отклонения в личностной и поведенческой сфере, эффективность реабилитационных мероприятий возросла до 85 %;
  • у большинства членов семьи стали появляться единые требования по отношению к своему «особому»
    ребенку;
  • большинство родителей отметили улучшение психологического микроклимата в семье (до 90 %);
  • в Центре создана атмосфера доверия и взаимоуважения;
  • расширилось социальное пространство семьи: родители с удовольствием приходят в Центр, предлагают
    свою помощь сотрудникам;
  • многие родители дружат семьями, могут оказывать поддержку друг другу и без участия специалистов.

Сотрудничество с родителями (законными представителями) способствует формированию детско-взрослой общности, которая строится на доверии и понимании и способствует вхождению ребенка в мир равных возможностей, поддерживает непременную веру родителей, что чудо обязательно свершится и даже самый тяжелый диагноз пусть не окончательно, но отступит.

Литература:

1. Вопросы социокультурной реабилитации детей-инвалидов /под ред. О. С. Андреевой. — М., 2005.
2. Гуслова М. Н. Внедрение социально-культурных технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, его семьи // Детская инвалидная среда: технологии
социокультурной реабилитации. — М.: МГУКИ, 2001.
3. Гуслова М. Н. Праздникотерапия как способ оптимизации жизни семей с детьми-инвалидами. — Научно-
практический журнал «Праздник». — 2008. — № 10.
4. Детский сад будущего — инновационное движение в системе дошкольного образования: Московская
городская научно-практическая конференция. — Современный детский сад. — 2009. — № 7.
5. Технологии социальной работы /под ред. Е. И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001.
6. Сайт Министерства социальной защиты Московской области.

Материал предоставлен журналом «Дошкольная педагогика», декабрь 2015.

Фото: Анна Кузнецова.