ребенок в детском саду

горшок

Социализация – основная цель в работе с детьми с аутичным спектром. Одной из ступенек на пути к этой цели являются навыки самообслуживания, куда и входит приучение ребенка к горшку и ощущению свои природных потребностей.

Многое о социализации особенных детей знает Елена Лаврик – педагог, воспитатель старшей группы в необычном детском саду «Дитина з майбутнім», который открыл двери детям c аутизмом. Она поделилась с нами практическими советами, как приучить ребенка к горшку и какой подход лучше для этого использовать. В основе такого мастер-класса – опыт работы с особенными детьми в садике.

1. Режимное высаживание.

Сначала надо, чтобы ребенок привык к горшку и к тому, что в определенный период времени на него следует садиться. В первые два дня детей высаживают на горшок каждые 20 минут для выяснения индивидуального интервала. Когда примерный интервал установлен, воспитатели наблюдают за поведением и эмоциями малыша (в соответствии с этим интервалом), как бы подмечая, что может послужить сигналом о том, что он хочет в туалет. Далее ребенка высаживают на горшок, ориентируясь на эти «сигналы». Таким образом, у детей закрепляется навык при определенных ощущениях садиться на горшок или унитаз.

Когда у девочки или мальчика выработался данный навык, интервал высаживания постепенно увеличивается до тех пор, пока не приблизится к режимному. Таким образом ребенок учится терпеть.

2. Режимное «хождение» в туалет.

Когда ребенок попадает в режимный момент в туалет, то он видит, что делают другие, и может попробовать повторить за ними. Это помогает малышу понять, чего от него хотят.

3. «Сухим быть хорошо, а мокрым плохо».

Когда ребенок «сходил в штаны», воспитатели садика не переодевают его сразу. Приговаривают, что «мокрому быть плохо, в туалет надо идти в унитаз или на горшок». Конечно, более, чем 3-5 минут детей мокрыми не держат. Потом, естественно, отводят в туалет, показывают, куда надо «ходить по делам». После ведут переодевать, приговаривая «Сухому хорошо» и дают рукой попробовать на ощупь, какое мокрое, а какое сухое. Затем еще раз ведут в туалет и объясняют, что надо делать, чтобы штаны оставались сухими.

Здесь важно помнить, что особенные дети отличаются от обычных. Если обычные малыши чувствуют дискомфорт, когда они мокрые, то дети с аутизмом такое ощущение испытывают не всегда. У них нет такого чувства вины и стыда, на которое можно «надавить», например, говоря ребенку «ай-яй-яй».

Особенного ребенка можно к чему-то приучить, в том числе и к горшку, благодаря формированию определенного алгоритма поведения, путем «заучивания».

Такой ребенок может не понимать зачем, он просто будет знать, что так надо.

4. Пробуждение до подъема.

В период дневного сна, детей, которые обычно просыпаются в мокрой постели, примерно за 20 минут до подъема, воспитатели режимно будят и ведут в туалет, даже если ребенок спокойно спит. Если малыш начинает ворочаться раньше, значит его что-то беспокоит. Это и может быть природная нужда. Таким образом, ребенка приучают просыпаться, когда он хочет в туалет. Если ребенок не заснул в первые 20 минут после укладывания, его тоже рекомендуют сводить в туалет, иначе необходимость в режимном пробуждении до подъема может наступить раньше.

Режимно в туалет водят детей по нужде и во время прогулки.

5. Работа родителей.

Педагоги всегда дают рекомендации родителям поддерживать те старания, которые коллективно вкладываются в воспитанников. А это значит, что родителям надо использовать памперсы только в крайнем случае и придерживаться введенных в школе-саде правил.

Особенные дети, как никто другой, привыкают к месту и порядку действий. И от попыток что-либо в этом изменить зависит эмоциональное состояние ребенка с аутизмом.