ребенок в детском саду

ребенок

Вопрос: Доброго времени суток! Сыну 2 года 6 месяцев. Последнее время стал сильно психовать, если что-то ему не дашь или нужно делать то, что он не хочет (идти домой, когда уже поздно) и многое другое.

Сегодня вот гуляли на улице, он увидел у мальчика машинку, предложил поменяться (я пыталась так его приучить не истерить на чужие машинки). Мальчик не захотел, он сразу кинулся на пол и надулся — отвлекла прилетевшими голубями. Второй раз у другого мальчика увидел, снова предложил поменяться, он тоже не захотел, снова набычился и попытался начать истерить — отвлекла фонтаном.

Но в третий раз уже никакие уговоры не помогли, начал орать, вырываться из рук, выгибаться и пытаться падать на пол. Я его взяла на руки и крепко держала, чтобы ему и больно не было, но при этом чтобы у него не было возможности сильно выгибаться и падать на землю, старалась в этот момент отвлечь разговорами и интересными машинами, но все было тщетно. Тогда просто держала и шла молча, он начал успокаиваться. Когда полностью успокоился, я его опустила на землю и начала спрашивать, почему он так себя ведет (он пока у меня говорит больше на тарабарщине). Он насупился, сел на корточки и начал говорить, что никуда не пойдет. Я немного подождала, пока он успокоится и еще раз попробовала его увлечь прогулкой. Он, видимо, до конца успокоился и пошел спокойно, еще и смеяться начал и припевать. Я уже обрадовалась, но вечером еще закатил — домой не хотел заходить.

Самое главное — я не знаю, как реагировать на его психи: то ли мне его наказывать, то ли мне его пожалеть. Я в растерянности. Невропатолог сказала, что у него гиперактивность, но такие детки неусидчивы, а сын может час спокойно играть с пластилином или рисовать красками, слушать, когда читают. Помогите, пожалуйста, советом. Заранее спасибо! Анна. 

Отвечает Екатерина Зиновьева, психолог:

Анна, здравствуйте! В ситуации с машинами и истерикой на улице вы, на мой взгляд, поступили совершенно верно.

Ваш малыш как раз входит в тот замечательный возраст, когда он уже вполне осознанно пытается настаивать на выполнении своих желаний, но в то же время пока еще не может справляться с захлёстывающими его чувствами в случае отказа.

Жалеть или наказывать в таких случаях? Давайте разбираться.

Ребёнок в своём детстве постоянно сталкивается с различными ограничениями: «туда лезть опасно», «этим не играют», «игрушки у других не отбирают» и так далее. Ограничения – от слова «границы». То есть мы, взрослые, обозначаем ребёнку границы его безопасности, свободы, а значит и его ответственности. Когда эти границы разумные, соответствуют возрастным потребностям ребёнка, ставятся не по настроению взрослых и без агрессии, они способствуют социализации ребёнка, а также его спокойствию, уверенности в себе и в окружающем мире. Так что границы нужны. А значит, нужны и ограничения.

Но вполне естественно, что ребёнок время от времени пытается эти границы для себя расширить и вашим ограничениям сопротивляется. Каким образом? Дети могут кричать, демонстративно устраивать истерики и даже поколотить. Как правило, цель такого поведения лежит на поверхности — убедить маму сделать так, как хочет ребёнок. Ваша задача — взвесить, насколько адекватны ваши требования и ограничения. И если да, то выдержать атаку и границу удержать. Заметьте: не наказывать ребёнка, а настоять на выполнении вашего требования!

Но здесь есть еще и второй фактор. Не получив желаемого, ребёнок искренне расстраивается. Очень. И это нормально и естественно. Ему обидно, он чувствует отчаяние и бессилие. И вот тут его действительно стоит пожалеть. Дать выплакать его «слёзы тщетности» о том, что не всё, что хочется, возможно. НЕЛЬЗЯ вынести игрушку из магазина или в вашем случае НЕЛЬЗЯ забрать машинку у мальчика.

Важно не переключить ребёнка сразу, как он заплакал, а дать ему время смириться с тем, что ему не достанется то, что ему так хочется.

Ваше сочувствие в этот момент ребёнку очень нужно. Этот опыт, смиряться с невозможным, в дальнейшем пригодится ему для того, чтобы принимать неизбежное и не ломаться под ударами судьбы. А ваши любящие объятия помогут ему справиться.

Так что получается, одной рукой мы, родители, ставим границы (требования, запреты, ограничения) ребёнку, а другой — жалеем их и помогаем им их принять.

И еще. Гиперактивность может клинически диагностироваться у ребёнка не раньше 7 лет. Удачи вам.

Зиновьева Екатерина, психолог (kamalovak@mail.ru)

————
Закупка игрушек в детский сад — detsad-shop.ru. Специализированный магазин в Москве. Доставка для ДОУ бесплатно.