ребенок в детском саду

деньги

Подушевая система оплаты труда становится все более обычным явлением. Родителей нововведение, может, и не коснулось, зато они могли наблюдать его последствия: группы, списки которых вышли далеко за 30 человек; воспитатели с настойчивыми просьбами «не прогуливать» детский сад ни в зной, ни в слякоть.

Средняя зарплата на любом сайте столичного детского сада выходит в 50-60 тысяч рублей, а, судя по сообщениям на форумах, вырисовывается совсем другая картина. Мы попытались разобраться во всех тонкостях подушевой оплаты труда с помощью экспертов и, конечно, воспитателей.

Чем больше детей, тем выше зарплата

«Прелесть» подушевого финансирования уже на себе испытал ряд дошкольных учреждений. В связи с объединением учреждений в образовательные комплексы, количество детей в группах увеличилось, при этом количество воспитателей и педагогов уменьшилось.

Появилось понятие «детодень», приравниваемый к сумме в 70-80 рублей. Величина детодня зависит от численности детей в комплексе, особенностей группы (специализированная или нет) и других факторов.

Воспитателю платят по фактическому пребыванию детей в группе. Именно поэтому воспитателям выгодно, чтобы дети исправно ходили в детский сад и как меньше болели. Кроме этого, выгодно воспитателю и другое — работать на несколько групп. Здесь уже речь идет не о качестве образования, а о качестве жизни самого воспитателя.

Дело доходит до смешного. Летом воспитатели обращаются к родителям с просьбами не уезжать на дачу, а зимой — поскорее выходить с детьми, не тратя время на вынужденные «каникулы по болезни» — две недели на восстановление иммунитета.

Если в городских дошкольных учреждениях группы максимально укомплектованы, то в сельских детских садах — кардинально противоположная ситуация. Детей в деревнях мало. Получается такая вот «арифметическая прогрессия»: маленькие группы — невысокие зарплаты.

Правда, изменить ход событий все же можно, «заработав» премиальные. Для этого надо:

  • принимать активное участие в мероприятиях (олимпиады и так далее);
  • хорошо «натренировать» детей, чтобы они показали отличные результаты на диагностике (и это при том, что ФГОСы разрешают осуществлять лишь присмотр и уход в дошкольном учреждении;
  • постараться сделать так, чтобы из дошкольного отделения в школьное перешла вся группа (если речь идет про воспитателя подготовительной группы);
  • максимально следить за детьми и проводить профилактику заболеваний, чтобы дети не болели.

Воспитатели от подушевой системы оплаты труда не в восторге. На форуме можно прочесть:

«Хорошего мало. Теперь все больные (простуженные, боли в животе) дети идут в группу. Высаживают с температурой. Про стимуляцию можно забыть, премии под большим. Количество детей в группах прибавилось. Нагрузка увеличилась, зарплата — нет. В том году доплачивали за выход в выходной (окна помыть, площадку на улице почистить). В этом году никого не держат: не нравится – уходи», — пишет воспитательница Юлия.

Однако многие сотрудники отмечают, что и подушевую систему оплаты труда можно пережить, если учреждением руководит грамотный директор. Опытный управленец всегда сможет распределить финансы, чтобы найти средства на поддержание достойного уровня зарплаты воспитателей.

Юридическая база

Под душевой системой мы понимаем оплату труда педагогов в зависимости от количества воспитанников в детском саду. Каким образом происходит расчет? Самое время вспомнить про норматив подушевого финансирования (НПФ), который является региональным и определяется в расчете на одного обучающегося.

Разбираемся вместе с нашим экспертом — юристом Владимиром Коржовым.

Нормативно-подушевое финансирование – это финансирование дошкольного учреждения в расчете на одного с учетом утвержденного регионального (московского) подушевого норматива, который умножается на число воспитанников.

При этом, как отмечено в п. 2.4. Рекомендаций (Рекомендации по расчету (регионального) финансового норматива на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях (см. письмо Минобразования России от 01.12.2008 N 03-2782)) в региональной системе НПФ могут устанавливаться различные категории или поправочные коэффициенты НПФ:

  • с учетом разных видов групп ДОО (общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных или комбинированных групп);
  • с учетом времени пребывания воспитанников и условий функционирования (в режиме круглосуточного пребывания, полного дня (12-часов пребывания), сокращенного дня (8-10-часов пребывания), продленного дня (14-часов пребывания), кратковременного пребывания (3-5 часов в день));
  • с учетом режима работы (6-дневной и 5-дневной рабочей недели, работающих в выходные и праздничные дни);
  • с учетом особенностей материальной базы ДОО (размещения в нескольких зданиях, наличия бассейна и др.);
  • с учетом иных объективных особенностей реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и особенностей проведения воспитательно-образовательного процесса.

Например, постановлением Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП утверждены три основных категории НПФ и два вида корректирующих коэффициентов:

  • нормативы финансового обеспечения государственных гарантий на получение дошкольного образования ;
  • нормативы финансового обеспечения государственных гарантий на получение дошкольного образования в группах кратковременного пребывания;
  • нормативные затраты на оказание подведомственными Департаменту образования города Москвы ДОО государственной услуги по осуществлению присмотра и ухода за детьми;
  • корректирующий коэффициент к указанным нормативам для детей-инвалидов;
  • корректирующий коэффициент к указанным нормативам для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов.

Как рассчитывается Норматив подушевого финансирования:

Порядок расчета норматива подушевого финансирования для дошкольных учреждений столицы закреплен в постановлении Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП (с изменениями на 27 октября 2014 года).

Количество средств, выделяемых на одного воспитанника:

таблица

При этом нормативные затраты на оказание государственных услуг применяются в расчете на одного обучающегося в день, исходя из планового количества дней посещения обучающимися ДОО, а утвержденные государственные задания уточняются в течение учебного года с учетом фактического количества дней посещения обучающимися ДОО.

То есть, оперативные изменения фонда оплаты труда ДОО (поступления из муниципального бюджета) зависят не от величины НПФ, который утвержден и не меняется в течение 1 года, а от объема исполненного государственного задания, который определяется с учетом фактического количества дней посещения обучающимися ДОО и постоянно проверяется множеством субъектов внешнего контроля.

Ситуацию комментирует Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования УЧИТЕЛЬ:

«Сфера дошкольного образования подчинена тем же нормам, что и другие уровни. Действие подушевой системы выражается в стремлении администрации укрупнить группы (до 30-35 человек списочного состава) и слиянии детских садов с общеобразовательными школами в рамках так называемых «образовательных комплексов».

При этом на упреки в нарушении СанПиНов (не менее 2,5 кв.м. на 1 ребенка в игровой в младшей группе и не менее 2 кв.м. в средней и старшей) администрация отвечает, что де списочный состав не равен фактическому, все равно часть детей постоянно болеет и не посещает и т.п.).

Очевидно, однако, что именно скученность может повышать уровень заболеваемости, а также серьезно снижает возможности педагогов по организации образовательной деятельности.

По мнению многих педагогов и родителей, поддерживаемому нашим профсоюзом, нормативы по численности должны быть жестко закреплены и не превышать 15 по младшим и 20 по средним и старшим группам. При этом наличие в группе детей с подтвержденными ограничениями по здоровью должно быть основанием для уменьшения размера группы.

Что касается слияния детских садов, то с точки зрения эффективности управления садами мы пока не видим положительного эффекта. Напротив, в Москве , где этот процесс протекал наиболее бурно, к нам обращаются сотрудники детских садов, которые существенно потеряли в зарплате или у них ухудшились условия в рамках комплекса.

Для детских садов, как и для школ, в последние два года характерно снижение стимулирующего фонда. который, по мысли создателей Новой системы оплаты труда (НСОТ), должен был стимулировать работу по увеличению контингента учащихся, расширению круга обязанностей и так далее. Все это в значительной мере лишает подушевой принцип финансирования обоснованности».

Говорят воспитатели:

На форумах воспитатели делятся переживаниями.

Ирина: — Подруга очень расстроена, собирается увольняться. У них было собрание, на котором озвучили, что у воспитателей не будет фиксированной ставки, а получать они будут 75 рублей с ребенка в день (без вычетов), то есть если ходят стабильно 20 человек — зарплата в месяц 30 тысяч. Если эпидемия ветрянки — сами понимаете…

Мария Амвросина: — На мой взгляд, система утопическая планируемая. Сейчас родители очень расслабленные у нас, а с введением этой системы подушевой, воспитателей просто столкнут лбами с ними. Так как реально у садов нет рычагов давления на родителей, то, делаю ставки, через пару лет в детских садах будут работать улыбчивые женщины, плохо говорящие по-русски.

Ольга: — Знакомая воспитатель рассказала, что сейчас у них есть основной оклад 25 тысяч рублей, а есть премия — 10 тысяч. Но вот премию платят в зависимости от посещаемости группы детьми: если менее 50 процентов детей в месяц группу посещало, то не платят вообще; если больше 50 процентов – то размер премии рассчитывается как 10 тысяч рублей на процент ходивших детей. Поэтому теперь высаживать детей с признаками заболевания невыгодно.

Наталья: — У нас зависит зарплата от посещаемости. Называется «детодни». И если мы по детодням не выходим на план, то лишаемся премии. А это – 50 процентов от зарплаты. За 30 лет работы не понимаю, как это по детям можно делать план, особенно если зима и холодно.

Приложение 1: Список документов, определяющих НПФ для Москвы

1. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования» (далее — Постановление N 467);

2. Модельная методика введения НПФ реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, (см. письмо Минобрнауки России от 13.09.2006 N АФ-213/03, далее — Модельная методика);

3. Рекомендации по расчету (регионального) финансового норматива на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях (см. письмо Минобразования России от 01.12.2008 N 03-2782, далее – Рекомендации);

4. Методические рекомендации по реализации региональных полномочий по финансовому обеспечению оказания государственных (муниципальных) услуг в дошкольном образовании (см. письмо Минобрнауки России от 31.07.2014 N 08-1002, далее – Методика);

5. Нормативы финансового обеспечения государственных гарантий на получение дошкольного образования в г. Москве (утв. постановлением Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП);

6. Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы»;

7. Разъяснения Департамента финансов города Москвы от 01 февраля 2011 года № 17-05-04/6 «О формировании стимулирующей части фонда оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы»; и т.д.

Статью подготовила Даниленко Мария.