ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Детская психология

Вопрос: Моему ребенку 8.5 лет. Дома просишь что-нибудь сделать — он делает вид, что не слышит, в школе его дразнят, он постоянно дерется, если в не настроении — игнорирует учителя. И если что-нибудь не получается, начинает психовать, учится без троек, очень способный — по развитию обгоняет сверстников, а со своими психами он справиться не может, что делать помогите.

Отвечает Елена Николаевская, детский психолог:

Добрый день. Вашему ребенку 8,5 лет. В этом возрасте ярких кризисов не наблюдается, поэтому причины поведения следует искать во внутреннем самочувствии ребенка. Есть несколько причин, способных спровоцировать такое поведение:

1. Чрезмерные нагрузки, недостаток отдыха и сна.
Понаблюдайте, усиливаются ли эти проявления в течение учебного года, затихают ли они во время школьных каникул? Как ребенок ведет себя, когда устал, и как ведет себя, когда отдохнул. В чем заключается разница. Процесс обучения, даже для хорошо успевающего ребенка, достаточно большая нагрузка. Дело в том, что увеличилось количество изучаемых предметов в младших классах, школьная пятидневка приводит к тому, что малыши вынуждены ежедневно посещать более 4-х уроков в день, перемены между занятиями не превышают 5-7 минут. Таким образом, объем информации увеличивается, а время отдыха — уменьшается. Многие школьники после уроков посещают кружки, секции, музыкальные и творческие школы, что также ведет к увеличению нагрузок и уменьшению времени отдыха. Учителя прекрасно знают, что начиная с середины второй четверти утомление детей выливается не только в ухудшении усвоения материала, но и поведении: появляются агрессия, апатия, неусидчивость, расторможенность, ярче проявляются неврозы.

Пересмотрите режим дня ребенка. Пропишите четкий режим дня, постарайтесь равномерно распределить время работы и отдыха. Введите ежедневные прогулки. Убедитесь, что ребенок высыпается. «Дерущимся» детям часто вводят дневной сон, что успокаивает нервную систему и снижает внутренний дискомфорт. Пересмотрите дополнительные занятия (спорт утомляет не меньше математики), возможно, от чего-то стоит пока отказаться.

2. Социальная неадаптированность.
Есть ли у вашего сына друзья, как он контактирует с окружающими людьми (младшего возраста, сверстники, более старшего возраста, одноклассники, взрослые, незнакомые, родственники, близкие родственники). Возможно, вашему сыну сложно найти контакт с одноклассниками. Бывает, что способные дети оказываются изолированными от класса, т.к. интеллектуально они переросли своих сверстников. У детей, не посещавших детский сад, могут возникнуть проблемы в общении и налаживании контакта со сверстниками.

При поступлении в школу или за время обучения, не приходилось ли вам слышать, что интеллектуальное развитие вашего сына обгоняет эмоциональное, или, может быть, вам говорили о недостаточности эмоционального развития? Это частая причина, по которой дети не могут наладить нормальные отношения в классе. Недостаток эмоционального развития может возникнуть в силу того, что обучали ребенка до школы хорошо и качественно, а играли с ним маловато. И в первом и во втором случае будет эффективна работа с психологом.

Дразнят ли только вашего сына, или это характерная особенность взаимоотношений в классе, что именно является предметом насмешек, поощряется ли данное поведение учителем. Подумайте, поразмышляйте, что в вашем ребенке вызывает насмешки учеников, насколько они обоснованы. Физический ли это недостаток ребенка, его поведение или ваше материальное положение и т.п. Что вы сами можете изменить? В восемь лет дети конечно, жестоки, но мнение учителя в этом возрасте — закон и играет решающую роль. Будьте мудры.
Ваш ребенок «если что-нибудь не получается, начинает психовать и не способен справиться с возникающими аффектами». Здесь возможны следующие причины:

  • он копирует члена семьи;
  • высокий уровень стресса (вопрос адаптации);
  • это свойство, присущее его нервной системе.

Этот вопрос решается на консультации специалиста.

3. Изменения в семье.
Возможно, в вашей семье произошли крупные изменения (развод, болезнь, переезд, потеря, рождение младших детей и т.п.). Дети болезненно реагируют на изменения жизни, особенно одаренные.

Игнорирование взрослых, как правило, является защитной реакцией ребенка от дополнительного стресса. Проанализируйте, что вызывает защитную реакцию: ситуация, тон, фраза, человек, требование. Пробуйте другое построение фразы, выражения, эмоциональную окраску. Реже повышайте тон, наказывайте. Ищите иной способ воздействия.

Подчеркну, что у вас умный, хороший ребенок, а вы замечательная мать. Часть ответов на ваши вопросы вы найдете здесь. Однако, в вашем случае, будет эффективна работа практикующего психолога, как индивидуальная, так и групповая.