ребенок в детском саду

проект в детском саду

Автор  — Анна МИТРОХИНА, 
заместитель заведующей по ВМР, воспитатель, МБДОУ ЦРР – детский сад № 12 «Солнышко», г. Щелково, Московская обл.

Проект «Город Букваринск» – это интересная форма подготовительной работы перед началом обучения детей чтению. Работа над проектом может быть осуществлена по-разному, в зависимости от условий и состава группы, а также реализуемой образовательной программы. Каждый ребенок может наполнить ее своим содержанием, поселить в городе интересных ему жителей, представителей самых современных профессий.

Создание города Букваринска мы начали с детьми подготовительной группы после знакомства с книгой И. Токмаковой «Букваринск». Сначала рассмотрели иллюстрации, поговорили о названии города, о профессиях героев стихотворения.

Потом стали фантазировать о том, какой это город, какие в нем могут быть дома, как определить, люди какой профессии живут в каждом доме. Тут нам помогла еще одна книга – Г.Х. Андерсена «О том, как буря перевесила вывески». А потом родилась идея — создать свой город Букваринск.

Мы строили его на протяжении всего учебного года. Начали с дома «А». Обсудили, как он будет выглядеть, люди каких профессий в нем могут жить. Все придумывали совместно. Из большого листа картона сделали заготовку в виде трехсоставного складного дома-ширмы. В центре, на крыше расположили букву «А» (ее печатный вариант), вместо адреса – образец обозначения буквы на письме (заглавная и прописная – взяли из детских прописей). Двери и некоторые окна вырезали с трех сторон и отогнули. Каждый из трех секторов дома оформили в соответствии с профессией жителя, а иногда и местом его работы, название которой начиналось с «А».

В первом доме у нас поселились акробат, астроном и аптекарь. Их мы сделали в виде фигурок для настольного театра из картона на подставке и в соответствии с размером дома. На одной части дома появилась вывеска «Аптека», а на крыше – аист у гнезда.

проект в детском саду

Потом появились другие дома, жителей которых предлагали сами дети:

«Б» — булочник, библиотекарь, банкир.
«В» — ветеринар (доктор Айболит), вязальщица и вышивальщица, водолаз.
«Г» — гончар, гармонист, гитарист и гусляр.
«Д» — в этом доме у нас был устроен детский сад, жили дворник, доктор, Дед Мороз и так далее.

проект в детском саду

проект в детском саду

проект в детском саду

В процессе работы мы узнали о различных областях человеческой деятельности, архитектуре, профессиях, общественных зданиях, создали макет города и настольный театр одновременно. Много прочли детской художественной литературы, энциклопедий для детей, совершенствовали в процессе продуктивной деятельности (конструирование из бумаги, аппликация, рисование) навыки работы с ножницами, бумагой, клеем, красками и карандашами.  Научились создавать коллажи на основе различных использованных прописей, книжек-раскрасок по теме «Азбука».

А главное, это была настоящая увлекательная игра, мы стали создателями своего мира – своего города Букваринска!

В процессе работы над домиками мы говорили о звуках и буквах, подбирали слова с данным звуком, играли в «Звуковое лото», сочиняли истории о жителях дома, потом города.

Очень пригодились книги В. Волиной «Учимся, играя!» (раздел «Занимательное азбуковедение») и «Праздник Букваря», в которых подобран игровой и занимательный материал на каждую букву алфавита, много заданий, стихов, скороговорок.

Итогом стала самостоятельная игровая деятельность детей с настольным театром, показ небольших придуманных ребятами сценок.

А еще можно создать свою книгу о жителях города Букваринска, в которую войдут придуманные детьми истории, фотографии макета и рисунки детей:

«Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ…»
И. Токмакова

Одна из форм реализации «Города Букваринска» – детско-родительский проект: можно предложить каждой семье сделать по одному домику (заранее распределив буквы с помощью жребия или другим способом и обговорив размеры поделки). Пусть они сами с ребенком придумают, кто будет жить в их домике, побольше узнают о букве и подготовят рассказ-презентацию, с которой потом ребенок или даже семья выступят перед всеми детьми группы.